ГлавнаяНовостиАнонсыКонтакты
 

Выставка

"Волшебство зимних праздников"

Выставка посвящена празднованию Рождества и Нового года. В нашей стране Новый год становится зимним праздником только при Петре I. В 1699 г. он издает указ о переносе начала года с 1 сентября на 1 января, как в Европе, и повелевает украшать улицы и ворота еловыми и сосновыми ветвями.

В современном понимании новогодняя елка появилась в России в  XIX веке в правление императора Николая I. Она наряжалась к главному празднику года - Рождеству, которое праздновалось 25 декабря. А Новый год в те времена был только продолжением рождественских празднований. Традицию украшать жилище елкой со свечами перенесла в Россию супруга Николая I, императрица Александра Федоровна, урожденная принцесса Шарлотта из Пруссии. В это же время при дворе на Рождество стали дарить подарки, раскладывая их под елкой или вешая прямо на ветки. Нововведения очень скоро завоевали популярность сначала среди придворных, потом по всему Петербургу, а затем и по всей России. 

Что касается ёлочных игрушек, то сначала они были только съедобными. В Европе ещё в средние века был обычай украшать ёлку яблоками, как символом "запретного плода", на макушке помещалась "Вифлеемская звезда", кроме того, вешались фигурки из вафель, орехи, фрукты и свечи. Появление стеклянных игрушек связывают с попыткой создать искусственное подобие яблока (елочный шар) из-за неурожая.

Первые елочные шары были сделаны в 1848 году в местечке Лауша в Тюрингии (Германия). Они изготавливались из прозрачного или цветного стекла, покрытого изнутри слоем свинца, а снаружи были разукрашены блестками. Постепенно продажа рождественских украшений становилась прибыльным делом, и в 1867 году в местечке Лауша был открыт газовый завод, что значительно упростило производство стеклянных шаров. Вскоре вредное для здоровья свинцовое покрытие заменил слой нитрата серебра. Из Германии ёлочные украшения поставлялись и в Россию, так как отечественное производство было незначительным (в Санкт-Петербурге и в Клину).

Наиболее популярными в то время были игрушки, для изготовления которых использовались хромолитографические изображения, наклеивающиеся на фольгу, бумагу, проволоку, вату. Эта технология начала развиваться в Германии с середины XIX века. Игрушки из картона, плоские и объемные, также появились на рубеже веков и тоже имели немецкое происхождение — их называют «дрезденские». 

Рождественское дерево украшали разнообразные восковые ангелочки, домашние пряники, подсвечники, шишки, изделия из папье-маше. 

После Октябрьской революции и установления нового стиля ведения календаря, празднование Рождества и Нового года оказалось под запретом, к тому же праздничные дни стали рабочими. Лишь в 1935 году правительством было принято решение вновь праздновать Новый год, возобновилось и производство ёлочных игрушек. В январе 1937 года в Колонном зале Дворца Союзов была впервые установлена главная елка страны. А для приглашенных детей и их родителей было устроено театрализованное представление. Именно на этой елке Дед Мороз появился в компании Снегурочки - своей внучки и помощницы. До этого Снегурочка была лишь персонажем народных легенд и сказок, не имеющих никакого отношения к Новому Году.

Период с середины 1930-х до середины 1960-х годов считается расцветом советской ёлочной игрушки. Безусловно поменялась тематика игрушек. Если до революции при изготовлении украшений использовались библейские сюжеты (напомним, что главным праздником было Рождество), то в советский период игрушки стали элементом идеологии, средством агитации. На смену Вифлеемской звезде пришла красная пятиконечная звезда. В 30-х гг. даже была выпущена партия ёлочных шаров с изображением Ленина и членов Политбюро. Ёлочные игрушки делали из стекла, ваты, картона, папье-маше, проволоки, жести, дерева, фарфора.

Стеклодувы выдували шары через стеклянную трубочку, докрасна раскаленную на газовой горелке. Когда шар достигал нужного размера, один конец запаивали, шар охлаждали, погружали в цветной лак или нитрит серебра, делали роспись и приделывали «шапочку» с петелькой. Также изготавливали различные фигурки из стекла. Появились украшения из стекляруса, соединенного медной или стальной проволокой. Так монтировали игрушки геометрической формы — звезды, абстрактные конструкции, даже самолеты. 

Ватные игрушки делали до середины пятидесятых. Их изготавливали из прессованного хлопка, которому придавали нужную форму. Раскрашенные фигурки покрывали крахмальным клейстером со слюдой, что придавало им жесткость. Лица кукол и мордочки животных лепили из глины, папье-маше, шили из ткани, использовались и хромолитографические изображения.

Во время Великой Отечественной войны производство ёлочных украшений не прекратилось. Из отходов производства крутили проволочные цветочки, звездочки, корзиночки, домики. В условиях тотального дефицита штамповали, а затем раскрашивали жестяные фигурки животных. 

В 1950-60-е гг. широкое распространение получили игрушки на прищепках. Основные сюжеты советских украшений: дети, спорт, советская символика, пионеры, красные звездочки. В честь полетов в космос выпустили космонавтов, игрушечные спутники и ракеты. В первые годы производства в стране легковых автомобилей «Победа», естественно, появились игрушки-машины.

Еще одна интересная тема – сказки. К юбилею А.С. Пушкина были выпущены наборы игрушек с изображениями героев из произведений поэта: «Золотой петушок», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Руслан и Людмила». Кроме того, появились фигурки из сказок «Чипполино», «Доктор Айболит», «Красная шапочка» и др. Выпускались также игрушки, одетые в национальные костюмы всех советских республик. В это же время в моду вошли игрушки на сельскохозяйственную тему: помидоры, морковки, снопы пшеницы, хлеб и огурцы. Початки кукурузы пользовались особой популярностью. В конце 1950-х годов, когда на экраны кинотеатров вышел фильм Э.Рязанова «Карнавальная ночь», появились елочные игрушки-часы, на которых всегда было без пяти двенадцать. 

После 1966 года производство елочных игрушек стало на поток. Они становятся менее привлекательными и разнообразными, а качество уступает количеству. Игрушки изготовленные после этой даты, – уже не раритет. 

В витринах также представлены советские открытки разных лет. После революции поздравительные открытки были запрещены. Но в военное время из освобожденных от фашизма стран Европы советские солдаты стали присылать своим родственникам иностранные новогодние открытки, что послужило толчком к появлению поздравительных открыток и в СССР. На первых советских новогодних открытках изображались мамы с детьми и башни Кремля, затем на них появились Дед Мороз и Снегурочка. Позже их ассортимент значительно расширился, на них были изображены звери, снеговики, сюжеты сказок, а также космонавты и символика СССР.

В Европе и Америке чаще всего празднуют Рождество, а не Новый год. Католическому Рождеству посвящена последняя витрина выставки. Рождество Христово празднуют христиане всего мира. Католики, протестанты, лютеране и православные многих стран отмечают его 25 декабря. Сербская, болгарская и русская православные церкви не перешли на григорианский календарь и продолжают пользоваться юлианским, в котором 25 декабря соответствует 7 января.

Первые сведения о праздновании христианами Рождества относятся к IV веку. В XIII веке в Европе появился обычай выставлять в храмах для поклонения ясли, в которые помещается фигурка Младенца Иисуса. Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Домашние сантоны - макеты в застекленных ящиках изображают грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи, а также животные - бык, осел. Изображаются также целые сценки из народного быта: рядом со святым семейством помещают крестьян в народных костюмах и т.п.

В праздновании Рождества гармонично сплелись церковные и народные обычаи. В католических странах хорошо известен обычай колядования - хождения по домам детей и молодежи с песнями и добрыми пожеланиями. В ответ колядующие получают подарки: сладости, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки  и др. О пережитках языческого культа солнца в рождественских святках свидетельствует традиция зажигания обрядового огня в домашнем очаге - "рождественское полено".

Евангельское повествование о том, что три волхва, пришедшие поклониться Младенцу Иисусу, поднесли Ему дары - золото, ладан и смирну, легло в основу традиции дарить в рождественские дни подарки. По традиции в этот день принято собираться всей семьей за рождественским обедом, а праздничный стол украшают традиционные блюда - для каждой страны свои.

Выставка подготовлена совместно с кафедрой "Музеологии" и Отделом по внеучебной работе и молодежной политике.

Наверх